Т.е. кое-чего нахватался, но цель сего опуса скорее не поделиться этим, а прояснить насколько превратная у меня сложилась картинка.
В истории военной авиации возможности существенно менялись и соответственно менялись роли и поколения. Сначала функции были преимущественно разведки - пытались стрелять в коллег из чего попало включая короткоствол, при случае сбрасывали флешеты да гранаты , но за таким исключением из правила как Илья Муромец использовать специализированные на конкретной роли самолёты стали когда появились соответствующие технические возможности. Основной фактор продвигающий развитие на уровень нового поколения и часто новые роли - двигатели. Пока не появилось соответствующего двигателя пикирующие бомбардировщики были невозможны, реактивная авиация сменила поколение для большинства ролей (за несколькими исключениями типа палубных ДРЛО) итп. Второй по значимости - сенсоры и оружие. Ещё в ВМВ к глазам пилота добавился радиолокатор, правда сначала на бомбардировщики и попасть помогал в город или край промышленный район… но лиха беда начало. Всё в ту-же ВМВ были первые планирующие управляемые бомбы (с поражением корабля на счету) и первые зенитные ракеты … ну и станции дальнего обнаружения и локаторы целеуказания применимые для ПВО. Далее всё это шустро развивалось. Если перехватчики ПВО в ВМВ обдирали от брони и даже краски и прочими способами боролись за вес чтобы они смогли допрыгнуть до высотных бомбардировщиков, то с развитием зенитных ракет потолок хоть и не потерял совсем значение, но скорость и способность нести большие ракеты + мощный радар родили такие спецефические самолёты как Миг-31и совсем экзотический English Electric Lightning выглядевший как беременный миг-21 с движками в виде вертикалки-2хстволки

и очень оригинальной формой крыла

При этом на 11Км поднимался меньше 3х минут и летал на сверхзвуке без форсажа (считается требованием для 5-го поколения) встав на вооружение в 1960м.
Стратегические бомбардировщики остались у считанных стран и переквалифицировались в missile trucks (опять же со своим исключением - стелс бомберов у США).
Сейчас идут поиски и разработка вариантов того, что станет 6м поколением.. но из консенсуса пока только, что рядом с пилотируемым будут летать loyal wingman… но вот конкретики типа будет ли пилотируемый ближе к Б-21 или наоборот гиперзвуковой, будет ли приоритетом повышенная дальность или движки с изменяемым bypass ratio позволят “и рыбку..”. Короче, смысл имеет говорить о том, что сейчас производится или производилось раньше серийно .. т.е. 4+ поколении и аж 3х представителях 5го.
Роль
- превосходство в воздухе: тут теоретически могут претендовать и старички из 4++, но это только против оппонентов у которых нет 5-го. Т.е. даже многоцелевой Ф-35 имеет решающее преимущество перед 4м. Пока США оставались монополистом с Ф-22 была куча икспердов утверждавших, что всё это чисто хайп и хвалёный найтхавк сбили древним ПВО, но зачем то упорно разрабатывали свои J-20 и Су-57 и (кто может) их спешно производят. 4++ конечно не совсем бесполезны и инфракрасные детекторы сильно продвинулись позволяя нивелировать радиолокационную малозаметность, но это до 30км и 5-поколение разрабатывалось с целью снизить заметность также и в ИК диапазоне. Так что 4++ хороши в других ролях:
- missile trucks для air-to-air ракет - будучи дешевле в эксплуатации и не преследуя цели нести ракеты внутри, их можно использовать для и большего количества ракет и больших ракет (Р-37 это больше полтонны, как старинная AIM-54 Phoenix, а разрабатываемая КС-172 вообще 750Кг). Т.е. могут получить целеуказание от 5го поколения летящих впереди или от 6го с его сенсорами и сенсорами loyal wingman и имеют достаточно маневренности с энерговоружением, чтоб самим выжить в ближнем тылу.
- патрулирование. Тут даже Миг-21 ещё летают, хотя планируется таки отправить на покой в этом году.
- многоцелевые: Ф-35 и те из 4++ которых оснастили. Тут стоит сказать о концепции и подготовке пилотов - если на западе предпочитают универсальность + большую автономию, то РФ и Китай пилотам даёт меньше свободы и специализируя на конкретной роли существенно экономят (в часах подготовки и ресурсах самолётов)
- ДРЛО: вроде обсуждаются концепты распределенных сенсоров и координацию с 6го поколения, но на данный момент их таки производят… хотя и преимущественно палубные. Таки Е-3 понаделали 68, а заменять на Е-3 собираются только 15. В общем пока(?) актуальны.
- морское патрулирование: США делают посейдоны, Японцы кавасаки и Китайцы свои продолжают
- грузовые: на первый взгляд можно и просто гражданские использовать, но тут явно не всё так просто и их несколько сегментов которые играют важные роли.
- заправщики: подольше подержать в воздухе\увеличить дальность по прежнему актуально… тут только появились как новый подкласс - палубные дроны.
- стратегические бомбардировщики. Древние B-52,Ту-95,... по прежнему актуальны, хотя вместо бомб теперь везут крылатые ракеты. У США правда есть концепт rapid dragon- типа не обязательны специализированные бомберы, ракеты можно из грузовых выбрасывать ящиками с парашютами, а уж в воздухе они повыпадают и сами разберуться куда лететь.
- штурмовики: вроде бы уходящая ниша… однако с А-10 всё никак не расстанутся и Су-25 всё летают.
- перехватчики: Миг-31 пожалуй единственный оставшийся чисто в этой роли… всякие Ф-15\18\16 таки переквалифицировались в многоцелевые.
У США есть экзотика - Б-2 и уже пошли Б-21 (что эта экзотика актуальна косвенно свидетельствуют разработки китайцев и РФ)
Итого:
Пока лидирует по всем категориям США (хотя есть вопросы по ракетам большой дальности - продолжение фениксов они зарубили и есть ли аналог метеору - вопрос)
Китайцы догоняют по количеству и качеству. К тому насколько малозаметен J-20 есть вопросы, но его таки производят и всё быстрее + размеры позволяют засунуть внутрь большие ракеты и PL-21 может как-то компенсировать недостатки (пока не появится Ф-35 с метеором и\или AIM-260итп. Кроме того аспект прокладки между штурвалом и креслом они тоже осознали и начинают увеличивать часы + проводить учения по типу Red Flag США. В общем это 2я (после ВМФ) область где они шустро прогрессируют.
У стран ЕС и Бритов есть важные локальные достижения - тот-же метеор или грипен с фантастически низкой стоимостью эксплуатации и неприхотливостью, но сумеют ли они допилить сами или с корейцами\японцами какой-нибудь проект 6-го поколения - вопрос.